ЕСПЧ: Россия контролировала Крым до "референдума"
Суд пришел к выводу, что имеются достаточные доказательства того, что Россия осуществляла эффективный контроль над Крымом в период, спорный между сторонами, а именно с 27 февраля по 18 марта 2014 года.
Об этом говорится в решении Европейского суда по правам человека от 14 января 2021 года.
В общем, этим решением ЕСПЧ пришел к выводу о частичной приемлемости украинских жалоб на нарушения прав человека в оккупированном Крыму до рассмотрения их по существу (приемлемыми признаны большинство обвинений Украины в адрес России).
Суд установил, что фактический контроль России за полуостровом начался до так называемого "референдума", не позднее 27 февраля 2014 года.
В частности, хотя количество российских войск на полуострове не превышало лимит в 25 000 человек, установленный в рамках двустороннего соглашения, но это показывает, что количество российских войск почти удвоилось в короткий промежуток времени - с примерно 10 000 в конце января до примерно 20 000 в середине марта 2014 года. По мнению Суда, в этот период усиления военного присутствия России в Крыму было, по крайней мере, значимым.
Суд также отметил, что российское правительство не обжаловало утверждение о том, что размещенные в Крыму российские войска превосходили украинские войска в техническом, тактическом, военном и качественном показателях.
Российское правительство не оправдывало такого увеличения российского военного присутствия никакими конкретными доказательствами того, что в то время существовала угроза для войск, дислоцированных в Крыму.
Кроме того, увеличение численности войск происходило без согласия или сотрудничества с украинской стороной, о чем свидетельствуют дипломатические коммюнике против их развертывания и движения.
Более того, вопреки аргументам российского правительства о том, что их солдаты, дислоцированные в Крыму в то время, были пассивными наблюдателями, украинское правительство предоставило очень подробную, хронологическую и конкретную информацию, а также достаточно доказательств, свидетельствующих об активном участии российских военнослужащих в иммобилизации Украинский сил, отметили в ЕСПЧ.
В Суде указали, что отчет украинского правительства оставался последовательным в течение всего рассмотрения дела в суде, обеспечивая последовательную информацию о способе, месте и времени предполагаемых событий, которые привели к передаче власти новой местной власти, которая тогда организовала «референдум» о провозглашении независимости Крыма и начала активные шаги по его интеграции к России.
Наконец, Суд уделил особое внимание двум неоспоримым заявлениям президента Путина.
Первое было сделана на встрече с руководителями силовых структур в ночь с 22 на 23 февраля 2014 года, когда он сказал, что принял решение «начать работу по возвращению Крыма в состав Российской Федерации», тогда как во втором заявлении, сказанном во время телевизионного интервью, данного 17 апреля 2014 года, он прямо признал, что Россия "разоружила воинские части украинской армии и правоохранительных органов" и, что "российские военнослужащие поддержали силы самообороны Крыма".
В своем представлении в ЕСПЧ Украина отмечала: "В ночь на 27 февраля легитимная гражданская власть в Крыму была устранена силой и замещена агентами РФ. Российские войска и парамилитарные организации препятствовали украинским военным оставить их расположения и не давали перебросить в Крым украинских военных с материка. Главные пункты доступа в Крым по земле, по воде и воздуху были заблокированы российскими военными и парамилитарные силами".
"Решение ЕСПЧ - мощный юридический удар по мифологии, которая используется РФ в гибридной войне. Крым - это история вооруженной агрессии и грубых нарушений прав человека, а не «референдума» и «мирного волеизъявления»", - отметил министр юстиции Денис Малюська.
OstanniPodii.com